Рисуем растительные орнаменты на ногтях

Великая искусительница Мода предлагает и диктует всё новые формы, объёмы, цвета, качества материалов. Но удивлять, а значит быть оригинальным становится всё сложней. Чтобы следовать особому стилю, уже недостаточно вытачивать экстравагантную форму ногтя, пользоваться модными цветами лаков. Пора в маленькой плоскости ногтя увидеть «холст» для художника. Для мастера маникюра задача, конечно, усложняется, но в ответ открывается большое пространство для оказания клиенту новых услуг, не говоря уже о раскрытии в себе новых способностей.

Чтобы приступить непосредственно к обучению росписи, необходимо провести подготовительную работу. Для этого следует запастись набором акриловых красок. Важно, чтобы часть красок составляли корпусные, то есть дающие плотное покрытие, а другую – более прозрачные, чаще всего это перламутровые краски. Сочетание разных консистенций красителей пригодится для придания объёма изображению, сделает его выразительнее. Иногда можно прибегнуть к помощи гуаши. В чистом виде она плохо покрывает лаковый фон, её следует применять в смесях с акрилом, но обязательно проверять эти смеси на палитре заранее.

Запомним, что разбавителем для акриловых или темперно-акриловых водостойких красок является вода. Поэтому на столе нужно разместить справа от руки сосуд (стакан) воды для промывания кистей и разведения красок. Рядом с водой нужно положить тканевую либо бумажную салфетку, кисть надо будет протирать и подсушивать.

Для работы необходимо подобрать несколько кистей с мягким натуральным ворсом. Подойдут колонковые или беличьи круглые кисти (1-2 номер), могут помочь в работе и знакомые уже по маникюру плоская овальная кисть, детеллеры, возможно, пригодится и мини-страйпер. Так как роспись ногтей – довольно кропотливое занятие и требует смены кистей, желательно, чтобы кисти имели своё место на рабочем столе.

На нём должна также разместиться небольшая палитра – стеклянная или пластмассовая, как для акварели. На ней будет производиться набор или смешивание красок, пробы мазков. Время от времени палитру необходимо очищать от остатков краски, так как акриловые красители схватываются довольно быстро. По этой же причине кисти нельзя оставлять не промыв – это сокращает срок их службы. На палитре обычно краски размещают по верхнему краю и выкладывают небольшими порциями непосредственно перед началом росписи.

Чтобы испытать свои силы в новом деле, для начала вместо плоскости ногтя можно использовать любую плоскую поверхность, это может быть гладкая, лощёная поверхность кусочка стекла или кафельной плитки, напоминающая лаковое покрытие. Также можно потренироваться на окрашенных лаком типсах, но для начального этапа это скорее всего будет сложно. Лучше отработку элементов вести в укрупнённом виде.

Обратимся к рисункам, которые довольно легки в исполнении, но требуют разбора основных элементов, их составляющих (рис.1).

«Рябина» и «Ландыш» – примеры растительных орнаментов. Цветочная роспись даёт мастеру неограниченные возможности для фантазии. Здесь не возбраняется изобретение новых приёмов, творческой подход к предлагаемым образцам. Но эта же роспись считается одной из наиболее технологичных, поскольку мастер должен владеть навыками мазковой живописи.

Чтобы подойти к первым элементам композиций, выполним ознакомительное упражнение с акриловыми красками: попробуйте развести их по-разному, то есть более густо и пожиже. Наберите на кисть сначала густую краску и проведите несколько штрихов на стекле, повторите эти же движения кистью с более разведённой краской, разница должна быть налицо: густая краска ложится более толстым, фактурным слоем, напротив, более жидкая краска легче сходит с кисти и оставляет тонкий след. Важно правильно использовать эти свойства.

Рассмотрим первый элемент композиции «Рябина» – ягоду, то есть круг, который будет часто применяться в дальнейшем. Выполняется «ягода» следующим образом: наберите на кисть небольшое количество краски так, чтобы на её конце образовался небольшой наплыв, прикоснитесь к поверхности стекла, краска должна легко сойти с кисти, оставив на поверхности круглое пятнышко. Если не получается ровного круга, не огорчайтесь, попробуйте после прикосновения к плоскости задержать кисть на пятне и сделать небольшое корректирующее движение рукой, как будто вы ставили жирную точку (рис. 2).

Вообще, работа мелкой кистью мало отличается от того, как мы пользуемся обычной пишущей ручкой. Где-то необходим нажим, а где-то нужно лишь легко коснуться расписываемой поверхности. Работает только кончик кисти. Для отработки элемента «ягода» можно применять любые кисти на ваше усмотрение, но лучше учитывать формат, с которым придётся работать на практике. Для более объёмного звучания ягоды можно пробликовать, для этого ягодку подсвечивают беленькой точкой. Этот же элемент служит основой для письма цветов ландыша, к нему лишь прибавляются мелкие кружки-лепестки (рис. 3).

Такая стилизация вполне допустима, учитывая размеры «полотна». Далее нужно попробовать компоновать ягоды и цветы в группы, повторить рисунок расположения ягод кисти, цветов на стебле, характерный данному растению (рис. 4).

Так мы подходим к понятию композиции исполняемого рисунка. В будущем вы можете пофантазировать и расположить элементы росписи по-своему: изменить линию стебля, «повертеть» листиками, подобрать свой колорит. Правильная композиция предполагает органичное сочетание элементов, обоснованное расположение их по отношению друг к другу. Но это отдельный разговор о композиции. Итак, мы научились писать простую «ягоду». В композиции «Рябина» и «Ландыш» входит ещё один важный элемент растительной росписи – «лист». На этом этапе мы уже подбираемся к основам мазковой живописи, без освоения которой мастер будет испытывать затруднения в быстром исполнении рисунков. Умело нанесённые мазки несравнимы с различными обводками и растушёвками. Навыки мазковой живописи появятся постепенно, это требует тренировки, но мастеру, легко накладывающему лак на ногти, приспособиться к новым движениям кисти можно довольно быстро.

Существует несколько способов письма «листа». Например, мелкие рябиновые листочки пишутся в один приём, одним мазком. Это получится не сразу. Пока же разобьём этот процесс на два основных мазка. Для выполнения мазков подберём круглую кисть № 2, которая при прижимании к плоскости образует на конце ровную дугу. Подойдёт и плоская овальная маникюрная кисть (рис. 5).

Наберите на кисть краску средней консистенции, не слишком густой, а то мазок получится рваным, краска также не должна стекать с кисти, как в случае выполнения «ягоды». А теперь пора вывести первый мазок. Начинаем с прикосновения кисти в точке, где лист будет крепиться к стеблю или образовывать розетку с другими листьями, затем плавно ведём кисть по дуге, как показано на рисунке 6, усиливая нажатие на самом широком месте листа. Перед завершением мазка кисть следует немного повернуть и торцевым краем плавно закончить движение тонким штрихом.

Если поворот кисти не удаётся, конец мазка получится широким и рваным, но его можно исправить вторым листовым мазком, который нужно постараться выполнить правильно (рис. 7). Второй мазок выполняется в той же последовательности, что и первый, исходя из первого мазка, но выдерживая дугу в противоположную сторону. В результате оба мазка должны слиться в остренький «хвостик» – штрих, который при необходимости можно подправить. Если между мазками осталось незакрытое пятно, его можно докрасить дополнительным мазком.

Не унывайте, если не сразу получится приличный лист, здесь требуется навык. В первое время можно себе позволить выполнять полумазок – контур с двух сторон с последующей заливкой (рис. 8), но нужно добиваться освоения мазка, это намного ускорит выполнение росписи.

Листовой мазок может быть выполнен мелкой кистью типа «детеллер» без трудных «поворотов» кисти. В этом случае движение кисти допустимо по прямой с обязательным нажатием в середине мазка и плавным отрывом в завершении (рис. 9). Обычно так пишется узкий и мелкий лист. В нашем примере достаточно одного движения кисти для исполнения листьев рябины.

Интересный эффект объёма листа получается сочетанием корпусных красок с перламутровыми. С одной из сторон лист немного подкрашивается полупрозрачным мазком. Для этого набирать краску на кисть нужно лишь одной стороной: надо провести чистой кистью вдоль пятна краски на палитре (при необходимости, движение повторить) и наложить мазок на готовый лист (рис. 10). Резкий переход можно немного растушевать. Этот приём называется «вполкисти», он не раз пригодится в письме различных элементов.

В каждой растительной композиции будет использоваться ещё один элемент росписи – «травка», или привязка. Нам понадобится кисть № 1 с длинным тонким ворсом. Привязка или стебельки должны выглядеть изящно, поэтому лучше уделить время для тренировки их исполнения. На рабочем стекле можно повыписывать всевозможные штрихи в различных направлениях. Полезны будут линии, повторяющие движение мазка, также попробуйте графично изобразить листья различной формы, порисовать круги и дуги (рис. 11).

Обычно сначала пишутся крупные формы композиции (листья, цветы), а затем они «привязываются» друг к другу, но в случае с «Рябиной» легче наметить стебли, а потом нанизать на них листочки. Для выполнения «привязки» потребуется отработка движений кисти снизу-вверх, слева-направо и наоборот, ведь мастер маникюра довольно ограничен в повороте «рабочей плоскости» (ногтей, типсов) при нанесении рисунка.

Для первых занятий мы предлагаем две композиции, которые вначале, наверное, показались сложными. Теперь, приобретя некоторое понятие о тонкостях мазковой росписи и получив урок её исполнения, пора попробовать выполнить предлагаемые рисунки.

Сначала нужно приготовить фон. Можно по-прежнему обратиться к плоскости стекла, нанося на него полоски лака, сходные по размеру с ногтем, или покрыть лаком типсы. Если в вашем распоряжении нет таких цветов красок и лаков, какие предлагаются в уроке, вы можете творчески проявить себя и подобрать 3-4 тона, сочетающихся один с другим. Пока идёт учеба, допустимы промахи, в дальнейшем же надо помнить, что колорит требует тщательного подбора. На практике также необходимо будет учитывать пожелания клиента. Не забывайте, что водостойкие акриловые краски быстро сохнут, а значит происходит и быстрое их сцепление с основой, то есть лаковым фоном. Поэтому выполнять элементы росписи придётся в один приём, прибегая лишь к незначительной правке.

Прежде всего расслабьтесь, рука должна опираться на стол или на подставку без напряжения, работать будут только пальцы, кисточка должна свободно двигаться в руке.

Композицию «Рябина» начинаем с ягод

1. Зрительно выделяем центр рисунка и наносим основные ягодные пятна, точно соблюдая их компоновку, чтобы это была кисть рябины, а не винограда (a). Пока ягоды подсыхают, можно заняться разведением краски для стеблей и листьев. Не забывайте тщательно промывать кисти после каждого цвета краски и промокать их на салфетке.

2. Далее берём тонкую кисть № 1 (детеллер) и разводим линии стеблей слева-вверх и слева-вниз, привязываем ягоды к веточке. Обратите внимание на рисунок соединения ягод: это пучок мелких стебельков, исходящих из одной ветки-черешка, характерный для рябины (b).

3. Пока в руках у нас самая мелкая кисть, промоем её и белилами нанесём блики на ягоды в виде мелких точек, расположенных на всех ягодках в одном и том же месте (c).

4. Сменим кисть № 2. Листья в данной композиции – самая кропотливая работа. Присмотритесь, в каком направлении располагаются листья по отношении к стеблю. Письмо начните с крупных листиков, наиболее приближённых к ягодам, постепенно переходя к самым удалённым и мелким. Правильно начинать мазок листа следует в фон, но если вам так неудобно – можно из фона к стеблю (d).

5. Остаётся оттенить или пробликовать листья и фрагменты привязки. Той же кистью, но с перламутровой светлой краской, используя приём «вполкисти», наносим завершающие мазки росписи (e).

6. Закрепляем рисунок, нанося top coat.

Композиция «Ландыш» состоит из тех же элементов, что и «Рябина», их надо постоянно отрабатывать. Учитывая, что работа с ногтями ограничивает мастера в подходе к рабочей плоскости, некоторые композиции следует переворачивать. Это необходимо, чтобы более «тяжёлая» (розетка листьев) часть композиции не оказалась на кончиках ногтей. Так следует поступить и с рисунком «Ландыш». Поэтому композицию «Ландыш» начинаем с листьев, к ним пойдёт привязка остальных элементов (цветов и стеблей).

1. Кистью № 2 выполните сначала крупный лист, затем поменьше – приёмом в два мазка, как описывалось ранее. Эти два основных красочных пятна должны расположиться в нижней половине плоскости. Зрительно определите, где должны закончиться листья (a).

2. Теперь пишем стебли. Здесь они довольно извилисты. Кисточку берём длинную тонкую № 1 и краску набираем на кончик кисти. Снизу-вверх из листьев ведём и закручиваем стебли, отводим от них дугообразные цветоножки (b).

3. Цветы ландыша – комбинация «ягод» больших и поменьше. По порядку распределите их по цветоножкам, не забывая про лепестки (c).

4. Набираем на кисть, которой писали листья, перламутровой краски подходящего тона и приёмом «вполкисти» наносим два внутренних мазка. Их можно заменить мелкими штрихами, подобно прожилкам листа, немного коснёмся и стеблей. На конце крупного листа можно отвести небольшой мазок, показав его изгиб (d).

5. Рисунок готов. Подсушив его, можно наносить top coat для защиты росписи.

На практике последовательное выполнение всех этих операций следует проводить сразу на обеих руках, переходя на каждой стадии от пальца к пальцу.

Упражняйтесь в технике, развивайте свои руки, совершенствуйте мастерство!


Автор рисунков: Ольга ШИРЯЕВА

По материалам «Ногтевой сервис»