Профессия — тату-мастер
При ограниченных коммуникативных связях между народами и культурами естественным является то, что в каждом регионе искусство татуировки имело своё оригинальное название. Но судьба развития цивилизации распорядилась так, что именно таитянское слово стало основой английского, а впоследствии и интернационального термина — tattoo. Из английского языка слово tattoo с конца 18-начала 19-го века стало проникать в другие языки и трансформировалось в такие слова, как tаtouage, tеtovaze, tatuviren и так далее. Русифицированный термин татуировка в литературе упоминается с конца 19-го века.
Но только в 20-м веке в США и в Европе сформировались условия для того, чтобы татуировка стала официальной, освещаемой в прессе и рекламируемой услугой. Татуировка, которая ранее практиковалась только в ряде социальных групп населения (моряки, шахтёры, заключённые и пр.), шагнула в массы. В истории татуировки это событие связано с развитием технологий. Тату-художники, получившие в своё распоряжение новый инструмент в виде электрических тату-машинок, стали создавать первые тату-студии. Их возможности по реализации собственных художественных идей или дизайнов заказчиков значительно выросли и стали привлекательными для всё новых и новых клиентов самого различного социального положения. Так появилась профессия tattoo artist или профессия тату-мастера.
В странах постсоветского пространства это произошло только в первой половине 1990-х годов в период становления частного предпринимательства.
История татуировки доказала несостоятельность стереотипа, утверждающего, что искусство росписи на теле, кроме примитивных племён может интересовать только некоторые отдельные специфические слои населения. Стремление человека заявить окружающим о своей индивидуальности через внешние атрибуты не замыкается только на возможности, которые даёт одежда, обувь, всевозможные аксессуары и другие личные предметы. История татуировки подтвердила, что людям необходима возможность гораздо шире и глубже раскрыть и продемонстрировать индивидуальные особенности личности, заявить окружающим о своих вкусах, пристрастиях, духовных приоритетах, интимных переживаниях.
Как и в любом другом искусстве встречаются более и менее талантливые представители, так и в профессии тату-мастера всегда находились те, у кого роспись по телу получалась лучше, чем у других. Но, также как и услуга, профессия тату-мастера могла появиться только тогда, когда спрос на этот вид искусства стал достаточно массовым. Только в 20-м веке, в связи с развитием технологий и расширением возможностей коммуникаций между людьми создавались условия для признания обществом тату в качестве нового вида искусства. С ростом спроса на татуировки стало появляться всё больше художников, желающих попробовать реализовать себя в этом эксклюзивном виде творчества. С развитием профессии тату-мастера при наличии достаточной практики разрабатывали и совершенствовали технические приёмы для воплощения своих замыслов по созданию на коже графических и имитации живописных изображений. Чем разнообразнее и качественнее стали работы мастеров, тем больше у них становилось клиентов. Таким образом, история татуировки замкнулась. Чем интереснее, разнообразнее и качественнее предложение, тем больше спрос. А чем больше спрос, тем больше потребность в исполнителях.
То же самое касается и перманентного макияжа – разновидности татуировки по назначению. До 1980-го года не было понятия перманентный макияж и косметическую татуировку на лице делали лишь отдельные представители мастеров художественной татуировки. Основой для становления этой услуги являлось создание с начала 1980-х годов производств специальных тату-машинок (ручек) и специальных пигментов для перманентного макияжа. Вскоре стали появляться и первые курсы по подготовке мастеров.
К слову необходимо сказать следующее. Признавая, что решающее значение в развитии нового направления в красивом бизнесе сыграло начало производства специальных электромеханических приборов для перманентного макияжа, мы должны помнить и о параллельном развитии ручного инструмента для перманентного макияжа. Мануальный перманентный макияж это не отдельная услуга, а просто одна из технологий, которая может использоваться мастером перманентного макияжа. Аналогичная ситуация наблюдается и в художественной татуировке.
Особенности профессии тату-мастера и мастера перманентного макияжа
В странах бывшего СССР перманентный макияж как услуга стал появляться в тату-студиях, салонах красоты, косметологических предприятиях с первой половины 1990-х годов. И с середины 1990-х начали работать первые курсы по подготовке мастеров художественной татуировки и перманентного макияжа. К настоящему времени количество подобных курсов создано сотни, если не тысячи. Основная их коммерческая цель – это организация продажи инструмента и расходных материалов для мастеров.
Трудно переоценить влияние этих курсов, школ, учебных центров на развитие услуг по татуировке, на их качество и безопасность. Отсутствие стандартов на оказание услуг по татуировке, на обучение привело к появлению в профессии тату-мастеров, чья квалификация была весьма низкой.
Профессиональная подготовка мастеров художественной татуировки и мастеров перманентного макияжа, оказывающих услуги качественно и безопасно, является насущной задачей и обязательным условием цивилизованного развития услуг по татуировке.
Оказание услуг в соответствии с национальным стандартом – это защита мастера от ряда претензий со стороны клиентов и со стороны государственных служб.
В профессии тату-мастеров и мастеров перманентного макияжа присутствует уникальное сочетание различных её особенностей. Попробуем выделить некоторые из них.
- В профессии тату-мастера в большей степени, чем во многих других «рукотворящих» профессиях исполнитель вкладывает в работу свою душу и свою индивидуальность. Это связано с тем, что мастер непосредственно сам принимает заказ от клиента, обсуждает его с клиентом, имеет возможность влиять на окончательный вариант заказа, разрабатывает эскиз и проект выполнения работы, творит как художник, проявляя при этом свои творческие способности и профессиональные навыки.
В процессе обсуждения и формирования заказа на выполнение работы встречаются два мировосприятия, и появляется возможность влияния мастера на сознание клиента. Причём это касается не только разных эстетических вкусов, но и разных уровней духовности клиента и исполнителя. История татуировки доказала, что рисунки на теле имеют сакральный смысл, речь идёт о слиянии материального и духовного. Мастер вольно или невольно касается интимной стороны жизни клиента. Продукт, создаваемый настоящим мастером татуировки — это всегда таинство, синтетическая материализация аспектов духовных миров мастера и клиента.
Профессия тату-мастера является средством самоидентификации человека. И это справедливо не только для клиента, как заказчика и носителя на своём теле продукта услуги, но и для мастера, как исполнителя.
Мастер имеет дело с конкретным заказчиком, с конкретной личностью, а не с анонимным, обезличенным покупателем товара или услуги, как это бывает в других ремесленных профессиях и тем более на массовых производствах.
Отсюда возникает персональная ответственность мастера перед конкретным потребителем услуги.
Наглядный результат работы мастера, публичная демонстрация и оценка его труда, осознание мастером морально-нравственной стороны своей деятельности, возможности её влияния, как на социальную, так и на интимную стороны жизни клиента, накладывает на мастеров перманентного макияжа и художественной татуировки ещё большую ответственность за качество своей работы.
- Мастер, вступая в контакт с клиентом, несёт моральную и юридическую ответственность за достоверное и полное информирование клиента об особенностях и условиях выполнения работы.
- В профессии тату-мастера большое значение имеет моральная и юридическая ответственность за соблюдение санитарных норм и правил при организации и выполнении процедур пигментирования кожи. Выполнение процедур пигментирования кожи из-за возможности занесения инфекции связано с риском для здоровья, как мастера, так и клиента.
- Работа сдаётся исполнителем персонально и непосредственно клиенту.
- Ответственный мастер ведёт сопровождение клиента после завершения работы, беспокоясь о соблюдении клиентом правил ухода за татуировкой.
Перечисленные выше особенности профессии тату-мастера выдвигают широкий спектр различных требований к её обладателю, к набору компетенций, которые должны определить перечень дисциплин программы профессиональной подготовки мастеров татуировки.
Все рассмотренные особенности профессии тату-мастера являются признаками ремесленных профессий. Международная Лига профессионалов перманентного макияжа сотрудничает с Ремесленной палатой России. Результатом этого сотрудничества явилось, в том числе, включение услуг по татуировке в 2011 году в раздел «Бытовые услуги» Общероссийского классификатора услуг населению ОКУН-002-93. Классификатор ОКУН (ОК 002-93) утрачивает силу 01.01.2017. Согласно приказу Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст его заменит классификатор ОКПД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)).
Одним из важнейших аспектов профессии тату-мастера является безопасность, как для здоровья клиента, так и для исполнителя. Особенно это актуально, если речь идёт о дермальной татуировке, связанной с введением красителя на кончике иглы непосредственно в кожу. Соблюдение мастером санитарных норм и правил предписано законом и отражает морально-нравственную, этическую сторону профессии мастеров художественной татуировки и мастеров перманентного макияжа.
Первые «Методические рекомендации по устройству, оборудованию и содержанию салонов художественной татуировки» были утверждены главным санитарным врачом города Москва ещё в 1998 году, а в 2010 году такие же «Методические рекомендации…» утвердил главный врач Центра коммунальной гигиены города Москва. И их тоже следует брать за основу при организации наших услуг наряду с СанПиНом-2010.
Название профессии – тату-мастер
Почему не специалист по татуировке, почему не назвать квалификацию «специалист по перманентному макияжу»? Почему, например, не татуировщик? Почему не специалист по микропигментации или не микропигментолог?
Перечислю несколько аргументов, объясняющих моё предложение называть профессию «мастер татуировки», а при присвоении квалификации мастерам татуировки указывать или «мастер художественной татуировки» или «мастер перманентного макияжа».
- Понятие специалист по российскому законодательству может употребляться только в профессиях, для получения которых требуется прохождения обучения в соответствии со стандартами или для высшего или для средне-специального обучения. Все остальные профессии относятся к рабочим профессиям.
- Название профессии «татуировщик» накладывает отпечаток гендерности, как-будто название профессии относится только к мужчинам. Чтобы не ущемлять дамский пол, понадобилось бы ещё одна профессия — «татуировщица». А профессия тату-мастер решает эти гендерные противоречия в восприятии названия профессии разными полами. Название профессии «мастер татуировки» – это название — унисекс.
- Исследования лингвистов показали, что если название профессии состоит из двух-трёх слов, то это воспринимается носителями профессии и окружающими более солидно, более весомо, более престижно. Для понимания предлагаю, например, сравнить следующие названия профессии: маникюрист и маникюрщица или мастер маникюра и мастер ногтевого сервиса.
- Название профессии «мастер татуировки» и тем более название квалификации «мастер художественной татуировки» или «мастер перманентного макияжа» достаточно ёмко и полностью отражает особенности профессии, её содержание, то есть такое название полностью самодостаточно и не требует никаких дополнительных разъяснений. Возьмём, например, термин «микропигментолог». Чем он занимается? Вы представляете себе клиента или пациента, который мечтает сделать себе не перманентный макияж, а микропигментацию или микропигментирование?
Некоторые мастера татуировки практикуют только в художественной татуировке, другие – только в перманентном макияже. Профессия у них одна – «мастер татуировки». А программы подготовки, несмотря на схожесть в технологии выполнения процедур, должны отличаться. Соответственно, в профессии мастер татуировки должны быть две квалификации: «мастер художественной татуировки» и «мастер перманентного макияжа». Если мастер художественной татуировки уже имеет соответствующую квалификацию и хочет получить дополнительно квалификацию по перманентному макияжу, то он должен пройти дополнительно курс подготовки, предусмотренный именно для такого случая. И наоборот. Если мастер перманентного макияжа, имеющий соответствующую квалификацию мастера перманентного макияжа, хочет получить ещё и квалификацию мастера художественной татуировки, то он также должен пройти дополнительно курс подготовки, учитывающий уже имеющуюся у него квалификацию. В обоих случаях профессия «мастер татуировки» остаётся неизменной.
Проблемы, стоящие на пути повышения качества и безопасности услуг по татуировке
Отрицательное отношение общества, а точнее ряда его представителей из государственных служб, к услугам по татуировке, игнорирование их, может мешать развитию и совершенствованию этих услуг, повышению их качества и безопасности.
То же самое можно сказать и о тех, кто проявляет якобы заботу о клиентах и предпринимает реальные шаги по включению услуг по татуировке в разряд медицинских.
Попытки включения услуг по татуировке в перечень медицинских услуг под наукообразным, медицинским термином «дермапигментация», уже приводит к тому, что Управления Федеральной антимонопольной службы и Управления Здравоохранения в разных регионах, даже, не имея на то юридических оснований, требуют наличие медицинских лицензий для оказания услуг по художественной татуировке и по перманентному макияжу. Причем ни УФАС, ни Управления Здравоохранения не смущает, что они, требуя медицинскую лицензию, не могут юридически грамотно ответить на вопрос: на какой вид медицинской деятельности требуется лицензия и каким нормативно-правовым актом обосновывается требование наличия медицинской лицензии. Также юридически точно неопределено и просто непонятно, что представляет собой загадочная услуга «Дермапигментация (перманентный татуаж)». Эта услуга включена среди прочих физиотерапевтических услуг в раздел «Электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани» Номенклатуры медицинских услуг…, зарегистрированной в Минюсте в 2012 году.
Самое печальное в этой ситуации то, что, в ряде случаев органы правосудия принципиально стоят на стороне государственных служб, вынося неправовое решение о прекращении деятельности мастеров, рекламирующих свои услуги по перманентному макияжу и ведущих деятельность без наличия медицинской лицензии.
Судебная практика показывает, что наукообразные и медицинообразные (простите за вольное обращение с русским языком) неологизмы типа «дермапигментация», «микропигментация», «микропигментирование», внедряемые сначала в умы начинающих мастеров и чиновников, а затем и в нашу профессию, не только не содействуют качеству и безопасности услуг по татуировке, но и уже приносят реальный вред. По решению судов или УФАС лучшие мастера художественной татуировки (художники) и лучшие мастера перманентного макияжа (визажисты) вынуждены или уходить в подпольный бесконтрольный бизнес или договариваться с контролирующими службами.
В 2010 году в журнале «Перманентный макияж» вышла моя статья «Многоликий перманентный макияж». В этой статье я предостерёг участников нашего бизнеса от безоглядного использования наукообразных, пускай красивых, но «попахивающих» медициной терминов «дермапигментация» и «микропигментирование (микропигментация)». Во-первых, эти термины абсолютно не отражают сути услуг, за которыми приходят наши клиенты. Во-вторых, эти термины оказывают нежелательное воздействие на сознание, убеждая в том числе врачей и чиновников, в том, что мы занимаемся оказанием медицинских услуг.
Мне доводилось видеть формы информированного согласия клиента на выполнение перманентного макияжа, в котором не то что не разъяснялось, что такое перманентный макияж, но само понятие «перманентный макияж» даже не упоминалось. Зато терминов «дермапигментация», «микропигментолог» было предостаточно. И это были информированные согласия от известных учебных центров по обучению перманентному макияжу при крупных торговых компаниях, имеющих немалый авторитет, завоёванный исключительно за счёт широкой рекламы.
В случае, если «дермапигментация», как услуга, всё-таки войдёт в официальный перечень медицинских услуг подлежащих лицензированию и из её описания станет окончательно ясно, что это не физиотерапевтическая услуга, а татуировка, то предприятия и частные предприниматели, которым удалось бы получить медицинскую лицензию, должны были бы организовать оказание услуг по перманентному макияжу и художественной татуировке следующим образом.
- Для выполнения процедур перманентного макияжа и художественной татуировки работодатель мог бы по закону оформлять на работу только специалистов с медицинским образованием, прошедших повышение квалификации по дермапигментации.
- Специалист перед процедурой должен был бы вписать в медицинскую карту медицинский диагноз, обосновывающий необходимость выполнения процедур художественной татуировки или перманентного макияжа.
- Для выполнения процедур необходимо было бы оснастить рабочее место соответствующим медицинским инструментом для дермапигментации.
- Ведение медицинских карт было бы обязательным, как это должны делать, например, медсёстры и врачи по косметологии.
- В конце каждого года пришлось бы сдавать статистическую отчётность в органы статистики об итогах лечения пациентов.
Абсурд, до которого не додумались ни в одной стране мира!
В настоящее время мы уже пожинаем плоды, ведущейся в последние годы пропаганды упомянутых выше вредоносных терминов и убеждения всех мастеров перманентного макияжа в том, что в России перманентный макияж – уже медицинская услуга.
Все мастера должны наконец-то для себя решить, какую профессию они выбирают: мастер по татуировке или специалист по дермапигментации. Соответственно этому выбору они будут оказывать бытовые услуги по перманентному макияжу и художественной татуировке или медицинские – по дермапигментации и микропигментированию.
Виталий ОХОТЕНКО — тренер по перманентному макияжу
По материалам Портал 1nep.ru