История окрашивания волос
Сколько лет женщины окрашивают волосы? Тысячи! Причём цель этого действа остаётся неизменной — скрыть седину и придать волосам красивый оттенок. А вот способы и средства окрашивания неоднократно менялись, так что в «истории красок» сегодня можно найти место всему — и научным курьёзам, и гениальным открытиям.
Секреты древности
Это сегодня в основе красителей для волос лежат химические формулы. А в древние времена женщинам приходилось использовать лишь те красящие вещества, которые можно было найти в природе. К счастью, их всегда хватало: ромашка, индигофера, сандаловое дерево, хна, ореховая скорлупа и т. д. В Древнем Египте и на Ближнем Востоке женщины в основном красили волосы хной — красителем, который получают из сухих листьев и стеблей кустарника лавсонии. Смесь хны с горячей водой придаёт волосам разнообразные рыжие оттенки. А чтобы усилить эффект, в хну добавляли чай. Кроме того, для закрашивания седины египтяне использовали совсем уж «дикие» рецепты — например, смесь растительного масла с кровью чёрных кошек.
Зачастую древние модницы (и модники!) использовали такие рецепты для окрашивания волос, которые сегодня нам кажутся, по меньшей мере, странными. Так, древние кельты и галлы (1000-50 гг. до н. э.) обесцвечивали волосы с помощью известковой воды (разновидность щёлочи). Волосы приобретали ослепительно-белый цвет. Вдобавок кельты красили лица синей краской для запугивания врагов на поле боя. Надо думать, что в сочетании с выбеленными известью волосами такой make-up производил надлежащий эффект.
1. Питер Пауль Рубенс «Туалет Венеры», 1612-1615 гг. 2. Египетская фреска. 3. Сандро Боттичелли «Венера», 1482 г. 4. Тициан Вечеллио «Девушка с подносом фруктов», 1550 г.
Вообще, складывается впечатление, что «джентльмены предпочитали блондинок» уже в древние времена. Например, в Древней Греции царил настоящий культ светлых волос, ведь считалось, что богиня любви и красоты Афродита была золотоволосой. Один из существовавших в то время рецептов осветления волос предусматривал смешивание раствора углекислого калия (поташа) с жёлтыми цветами. В IV веке до н. э. гречанки красили волосы этим составом или посыпали их светлой пудрой.
В Древнем Риме краски для волос тоже пользовались большой популярностью — историки обнаружили более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос. Кстати, на заре истории римляне гордились своими тёмными волосами, а светлые волосы даже считались отличительным признаком проституток. Но времена менялись, и светлые волосы вошли в моду вместе с проникновением в Рим греческой культуры. Римские женщины наносили на волосы обесцвечивающие вещества, а затем подставляли головы солнцу — так можно было получить золотистый оттенок. Если волосы после такого воздействия выпадали, римлянки прибегали к помощи париков, сделанных из волос белокурых рабынь. Богатые люди могли позволить себе посыпать волосы порошком из настоящего золота, чтобы те казались светлее (кстати, так поступали ещё древние финикийцы). Не хватает золота? Тогда в ход шла цветочная пыльца и измельчённые лепестки жёлтых цветов. Но не блондом единым жил древний римлянин! Популярностью пользовались и тёмные красители для закрашивания седины. Они изготавливались из пепла, скорлупы грецкого ореха, лука-порея и… пиявок. Римляне использовали и совсем уж агрессивные способы окрашивания волос. Было замечено, что если смочить уксусом свинцовый гребень, он оставляет на волосах тёмные следы (соли свинца). А если использовать гребень повторно, волосы станут ещё темнее.
Между прочим, в древности мужчины не считали зазорным красить волосы. По крайней мере, окрашивание бороды практиковалось во многих культурах. В Вавилоне и Абиссинии мужчины красили усы и бороды в чёрный цвет, а в Древней Персии использовали хну для придания им рыжего оттенка. Кельты и викинги отбеливали бороды и усы. Богатые ассирийцы не жалели золотого порошка для придания волосам и бороде золотистого оттенка. А кое-где окрашивание волос считалось обязательным элементом подготовки к торжеству, например, к свадьбе. Тунисские невесты для окрашивания волос «под венец» готовили специальную краску «мардума» — они смешивали чернильные орешки (естественный источник танина), гвоздику и медный купорос.
Портрет королевы Франции Марии-Антуанетты, художник Мартин ван Майтенс, 1767 г.
Средние века и возрождение: цвет по-королевски
В Средние века католическая церковь наложила запрет на окрашивание волос. Более того, священнослужители косо смотрели и на натуральных блондинок, подозревая, что распущенные светлые волосы могут ввести в соблазн даже самых стойких мужчин. Однако женщины продолжали красить волосы, используя для этих целей хну, цветы дрока, яйца, шафран и даже почки телёнка.
По мере усиления монаршей власти в Европе моду на тот или иной цвет волос стал задавать королевский двор. Так, во времена правления Елизаветы I (1533-1603 гг.) в Англии самым популярным оттенком волос стал рыжий, ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение.
Популяризации золотисто-рыжего цвета способствовал также итальянский художник Тициан (1477-1576 гг.), изображавший на своих полотнах рыжеволосых женщин. Итальянки, мечтавшие сделать свои волосы рыжими, наносили на них обесцвечивающие смеси, готовя их из квасцов, серы, соды и ревеня. Потом дамы располагались на солнцепёке и ждали, пока под действием солнца волосы не посветлеют. В эпоху Возрождения лидером в деле разработки новых рецептов окрашивания стала Франция. Считается, что Маргарита де Валуа (1553-1615 гг.), которую Дюма прославил своим романом «Королева Марго», ввела в употребление химический способ осветления волос, который был для того времени просто революционным. Однако большинство женщин продолжали использовать растительные вещества — они наносили на волосы порошок жёлтых цветов, а затем закрепляли его особым клейким составом.
В XVII веке люди окрашивали волосы в тёмный цвет с помощью свинцовых гребней, как это делали древние римляне. Для окрашивания в светлый цвет применяли лимонный сок и отвар ромашки. Кроме того, всё большее распространение получает ароматизированная пудра белых и пастельных оттенков, которую наносят как на парики, так и непосредственно на волосы. Век XVIII и вовсе можно назвать «веком напудренных париков». В это время вместо пудры часто используется обычная пшеничная мука. По оценкам учёных, количества муки, которую для посыпки париков ежегодно изводили солдаты британской армии, хватило бы для того, чтобы испечь хлеб для пятидесяти тысяч человек.
1. Портрет королевы Елизаветы I кисти неизвестного художника «Радужный портрет», 1600 г. 2. Портрет Маргариты де Валуа, неизвестный художник, 1573 г. 3. Портрет Аделины Патти, неизвестный художник, 1800 г.
Новое время — новое решение
Начало XIX века не способствовало экспериментам с цветом волос: консервативное общество не принимало ярких красок и осуждало использование косметики. Со времён первых колонистов и на протяжении всего XIX века в Соединенных Штатах обесцвеченные волосы ассоциировались с чрезмерным тщеславием или безнравственностью. Женщина по-прежнему воспринималась прежде всего как жена и мать, а не как объект восхищения. Красота была вторичной: считалось, что женщина сначала должна быть добродетельна, а уж потом — красива.
Конечно, это не значит, что красители были забыты окончательно. В 1839 году предприимчивый парфюмер Жюль Оэль (Jules Hauel) начал продавать в своём магазине в Филадельфии красители на растительной основе, а также мыло, духи и медвежий жир (тогдашний аналог кондиционера для волос). И бизнес процветал. Подобные товары можно было купить и у коммивояжёров. Кроме того, многие дамы продолжали готовить красители у себя на кухне. Домашние рецепты обычно предполагали использование различных трав, корней и листьев. Некоторые красители включали более необычные ингредиенты, в том числе ржавчину. Правда, строгая Викторианская эпоха сильно повлияла на моду: женщины использовали не слишком заметные красители для волос.
В XIX веке окрепли связи между Европой и Азией (как раз на это время приходится расцвет Британской империи с её многочисленными колониями). Знакомство с восточной культурой привело к тому, что европейские женщины оценили красящие способности хны. Оперная дива того времени Аделина Патти ещё больше подогревала популярность рыжих оттенков: женщины стремились быть похожими на неё, и хна шла нарасхват. Кстати, в то время хной называли практически все красители для волос, даже если они изготавливались на основе других ингредиентов. Покупатели могли выбирать коробочки с ярлычками «чёрный», «красный», «блонд», «нейтральный» или «белый». В их составе, как правило, можно было найти хну, индиго или кассию наряду с другими ингредиентами.
В XIX веке для осветления волос впервые в истории начали использовать перекись водорода (хотя некоторые историки полагают, что люди, возможно, начали пользоваться перекисью водорода столетиями раньше, ещё в древние времена!). Но как бы там ни было, в 1867 году лондонский химик Э. X. Тиллей (Е. Н. Thiellay) и парижский парикмахер Леон Юго (Leon Hugot) продемонстрировали действие перекиси водорода на волосы. Эта бесцветная жидкость разрушает натуральный меланин, содержащийся в стержне волоса, и пряди приобретают жёлтый или оранжево-жёлтый оттенок. Правда, за счёт своего агрессивного воздействия перекись водорода очень сушит волосы. Но тем не менее это был настоящий прорыв — и с этого времени можно вести отсчёт истории современного окрашивания.
По материалам «Теория перманентного окрашивания волос»